Современный католический приход

Сергей Викторович ТРОФИМОВ
Доцент кафедры современной социологии социологического факультета МГУ, кандидат социологических наук

Приход в Католицизме

Для большинства католиков в мире слово «приход», как правило, будет вызывать ассоциацию с местом, где христиане собираются по воскресеньям и праздникам на Мессу. Вместе с тем, Катехизис Католической Церкви, ссылаясь на Кодекс канонического права1CJS кан. 515, § 1 = Codex Juris Canonici — Кодекс канонического права., определяет приход как христианскую общину, «постоянным образом учрежденную в отдельной Церкви, пастырское попечение о которой под руководством епархиального епископа доверяется приходскому настоятелю как её пастырю». И продолжает, что «это место, где все верующие могут собираться на воскресное совершение Евхаристии. Приход приобщает христианский народ к обычному выражению литургической жизни и собирает его на совершение литургии; он преподает спасительное учение Христа; он воплощает в жизнь милосердие Господне в добрых и братских делах»2Катехизис Католической Церкви. § 2179. Приходы существуют для организации совместной литургической молитвы, духовного образования, разнообразного общественного служения и благотворительной деятельности. Католики в России приход иногда называют постаринке парафией, от латинского названия прихода.

Историческая справка: новейшая история После советского периода, когда в РСФСР существовало только два «иностранных» католических прихода: в Москве и в Ленинграде, историческим прологом к восстановлению Католической Церкви в России стала встреча 1 декабря 1989 в Ватикане Папы Римского Иоанна Павла II с президентом СССР. В 1990 были установлены официальные дипломатические отношения между СССР и Святым Престолом, после чего стало возможным восстановление канонических структур Католической Церкви в СССР: возобновляется деятельность католических приходов и монашеских орденов и конгрегаций, а также благотворительная, издательская и просветительская деятельность Католической Церкви. 13 апреля 1991 г. Святым Престолом принято решение об учреждении на территории РСФСР двух апостольских администратур: для католиков латинского обряда европейской части России (во главе с архиепископом Тадеушем Кондрусевичем) и для азиатской части России (которую возглавил епископ Иосиф Верт). Позднее (в 1998) учреждены еще две Апостольские администратуры. С 1999 в РФ действует Конференция католических епископов России. В 2002 году четыре Апостольские администратуры в РФ были преобразованы в полноценные епархии. Характерно, что католические епархии в России носят не географические названия, но посвящены Пресвятой Богородице, святому Иосифу-обручнику, святому Клементу и Преображению Господнему. В настоящее время в РФ открыто более 500 приходов, а число верующих оценивается от 500 до 750 тыс. человек по разным источникам.

Приходы территориальные и персональные

Приход является территориальной структурой, окормляя верующих, проживающих в пределах определенных границ. Кроме этого существуют персональные приходы, объединяя верующих по принципам общности черт, например, единства языка, национальности или культуры. Например, из восьми московских римско-католических приходов четыре являются территориально-персональными, а остальные — персональными3Декрет о границах пастырской ответственности приходов в городе Москве и Московской области от 21 апреля 2010 г.. Московские католики могут подать в приходы прошение с просьбой о прикреплении не по территориальному принципу, если по семейной традиции или другим мотивам чувствуют свою связь с определенным приходом.

Епархии, деканаты и приходы: структура

Иерархическая структура Римско-Католической Церкви связывает каждый приход с местным епископом, продолжающим Апостольскую преемственность и обеспечивающим единство с Католической Церковью в мире. Епископ в ходе пастырских визитов регулярно посещает приходы своей епархии. При многочисленности епархии в её пределах могут выделяться деканаты (окружные викариаты), соответствующие благочинию в РПЦ и объединяющие несколько близко расположенных приходов.

b60-2Каждый приход возглавляется настоятелем, включает в себя викарных священников, приходской совет и прихожан. В составе прихода могут существовать различные духовные и молитвенные группы и объединения, работать комиссии — музыкально-литургическая, катехетическая, экономическая и т. д. Часто работают благотворительные группы, образовательные группы для детей и взрослых (например, для изучения музыки или иностранных языков). Приходы организовывают местные и международные паломничества. В некоторых приходах существуют даже объединения по интересам — от флористов, украшающих алтарь для богослужений, до таких увлечений, как исторические дебаты, просмотры и обсуждения кинофильмов, филателия и фотоклубы. Это соответствует исторической социальной роли католического прихода как духовного, географического (центральная или рыночная площадь) и временного (колокольня, отмеряющая время) центра поселения. До сих пор в мире католические приходы становятся настоящими миссионерскими и культурными центрами, предоставляя людям возможность образования (католические школы всегда славились своим качеством), медицинской помощи, благотворительных акций и различных концертов и праздничных мероприятий. Так, в Москве проходят концерты духовной и органной музыки в Кафедральном соборе Непорочного зачатия Девы Марии и в храме святого Людовика Французского.

Современный католический приход... изменяется?

С конца XX века и по настоящее время продолжается изменение роли прихода и его территориальной структуры. Французский социолог Д. Эрвьё-Леже в работе «Паломник и обращенный»4Hervieu-Léger D. Le pèlerin et converti. La religion en mouvement (Д. Эрвьё-Лежэ. Паломник и обращенный. Религия в движении). Paris: Flammarion, 1999. — P. 290. отмечает, что католическая церковь исторически построена на преемственности приходской цивилизации: соответствие взглядов из поколения в поколение достигается посредством культа, причастия и таинств. Она основана на постоянных территориальных общинах, что требует достаточного для окормления верующих числа духовенства. Сегодня эта система перестраивается, что связано не только с «концом сельского мира», служившего основой этой системы, и распадом семейных и сельских общин, на которых она развивалась. В светском обществе обесценивается сама форма религиозной организации, относящая «по праву» к некоторой религиозной общине всех верующих, проживающих на определённой территории. Современный верующий испытывает необходимость самостоятельно выбирать свою общину.

Д. Эрвьё-Леже отмечает, что сегодня французский католик ощущает себя в изменившемся социальном пространстве, где конфессиональная идентичность потеряла значительную часть своего содержания, а сам католицизм более не может претендовать на статус религии большинства. В этом новом контексте религиозная практика становится формой определённой «позиции» небольшого остатка верующих, в высшей степени включённого в религиозную жизнь. «Конформистская» практика, воспринимаемая как обязательство и пассивное послушание, уступает место практике активной (в теологических терминах — воинствующей), проявляемой публично как личное свидетельство веры.

Как следствие, ассоциативное назначение прихода превозобладает над его пространственным территориальным измерением. Организация духовных общин, долгое время считавшаяся второстепенной по отношению к доминировавшей приходской модели, сегодня оказывается в центре Католической Церкви.

Локальная приходская жизнь, особенно в глубинке, часто обеспечивается группами добровольцев-мирян, заменивших духовенство практически во всех областях традиционной приходской жизни, за исключением таинств. Помимо функциональной необходимости управления приходом, изменения приходской структуры связаны с индивидуализацией верований, что выражается в развитии новых общин по близости взглядов[5. Palard, J. «Les recompositions territoriales de l›Eglise catholique, entre singularité et universalité. Territoire et centralisation» // Archives de Sciences sociales des religions, vol. 107 (Catholicisme et territoire), n° 107, juillet-septembre 1999, p. 5575]. Со своей стороны, епархии часто доверяют новым духовным общинам управление уже существующими приходами.

Такой порыв форм перегруппирования по близости взглядов не является новым явлением в католицизме. Достаточно упомянуть старинную и значительную роль монашеских орденов и конгрегаций, духовных ассоциаций священников и мирян для религиозной мобилизации социальных слоёв, профессиональных или возрастных групп.




 

Литература:

1. Comité catholique français des religieux, Vie religieuse, érémitisme, consécration des vierges, communautés nouvelles (Французский католический комитет монашества. Религиозная жизнь, посвященные девы, новые общины), Paris, Le Cerf, 1993.

2. Hervieu-Léger D. Le pèlerin et le converti. La religion en mouvement (Д. Эрвьё-Лежэ. Паломник и обращенный. Религия в движении). Paris: Flammarion, 1999.

3. Hervieu-Léger, D. De la mission à la protestation (Д. Эрвьё-Леже. Миссия в протестантизме), Paris, Le Cerf, 1973.

4. Palard, J. "Les recompositions territoriales de l"Eglise catholique, entre singularité et universalité. Territoire et centralisation" (Ж. Паллар. Территориальная рекомпозиция католической церкви: между сингулярностью и универсальностью // Archives de Sciences sociales des religions, vol. 107 (Catholicisme et territoire), n° 107, juillet-septembre 1999, p. 5575.

5. Декрет о границах пастырской ответственности приходов Римско-католической Церкви в городе Москве и Московской области от 21 апреля 2010 г.

6. Катехизис Католической Церкви (Catechismus Catholicae Ecclesiae, CCE), § 2179.

7. Кодекс канонического права (Codex Juris Canonici, CIC), кан. 515, § 1.

8. Сентмартони, М. Католическое учение о приходе и религиозных общинах // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2012, Вып. 3 (41), С. 47–56.

Подпишитесь на самые интересные статьи «Лодки»


Поделиться

   [ + ]

1. CJS кан. 515, § 1 = Codex Juris Canonici — Кодекс канонического права.
2. Катехизис Католической Церкви. § 2179
3. Декрет о границах пастырской ответственности приходов в городе Москве и Московской области от 21 апреля 2010 г.
4. Hervieu-Léger D. Le pèlerin et converti. La religion en mouvement (Д. Эрвьё-Лежэ. Паломник и обращенный. Религия в движении). Paris: Flammarion, 1999. — P. 290.

Добавить комментарий